02.11.2021
Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных
лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль
призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных,
информационных и прочих служб"
В.В. Путин
На данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ « Детский сад "Юлдуз" – 2 ребенка.
Реабилитация людей с
ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества
и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России
началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для
инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным
группам населения относятся:
· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая
инвалидов, использующих кресла-коляски)
· Инвалиды с нарушением зрения и слуха
· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно нетрудоспособные
· Беременные женщины
· Люди с детскими колясками
· Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей,
возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми
потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых
условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым
возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция
инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для
инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и
культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В
настоящее
Согласно образовательной
политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация,
связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики
является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с
ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом
особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании
поставлена цель
- обеспечить
доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя
обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ
и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими
детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом
детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать
здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие,
дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий
инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей,
функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих
детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению,
улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная
среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать
индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем
активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и
самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя
из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды
учитываются:
· закономерности психического развития,
· показатели здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические особенности,
· уровень общего развития,
· коммуникативные особенности и речевое развитие,
· эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями
ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая
предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем
детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности
каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс
адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов
ФГОС.
При построении коррекционной
образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и
социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы
ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения,
стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного
сотрудничества - Отсутствие давления на
ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в
дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и
физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение
стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и
психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте
МБДОУ «Юлдуз»
· Автостоянка(места)для инвалидов-
отсутствуют.
· Пандус – имеется.
· Адаптированные лифты- отсутствуют.
· Раздвижные двери – отсутствуют .
· Кнопка вызова персонала – имеется.
· Вывески для слабовидящих -
имеются.
· Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) -
отсутствуют.
· Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
· Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
· Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не
предоставляются.
В МБДОУ «Юлдуз» проводятся
работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с
планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
государство обеспечивает (в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное воспитание;
· внешкольное воспитание и образование;
· среднее общее образование;
· среднее профессиональное образование;
· высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность
посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их
здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное
общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является
заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту
жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет
учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами
из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную
помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет
промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию
документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении
дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных
учреждений.
Оборудование территории, прилегающей к МБДОУ
"Детский сад "Юлдуз" с
учетом доступности для инвалидов
Комфортная зона отдыха (ожидания)
Навигация по зданию
Наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений
Соответствие требованиям санитарного состояния
помещений в МБДОУ "Детский сад "Юлдуз"
Открытость и доступность информации об образовательной
организации